Мелкая моторика: как и зачем ее развивать?
Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других – сплошные каракули? Сложно дать однозначный ответ на этот вопрос…Однако, абсолютное большинство ученых, педиатров и учителей сходятся во мнении, что многие успехи ребенка напрямую зависят от развития у него мелкой моторики рук. Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С Василием Александровичем трудно не согласиться, все так и есть: двигательные и речевые центры в нашем мозгу находятся рядом, а значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Да, и не только речь…
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Когда же родителям начинать развивать мелкую моторику ребенка? Чем раньше – тем лучше. Вспомните старую добрую «Сороку – белобоку» или «Ладушки». Эти, казалось бы, незамысловатые забавы весьма полезны. Существует масса и менее известных «потешек». Например, «Семейка»: По очереди берем в руку каждый пальчик малыша и принимаемся его легкими движениями массировать. При этом, приговаривая: «Вот он - пальчик – дедушка, вот он – пальчик – бабушка, вот он – пальчик – папочка, вот он – пальчик – мамочка. Ну, а этот – я. Вот и вся моя семья».
Дальше – больше: когда пальцы ребенка станут более ловкими, спектр полезных развлечений можно расширить. Это может быть лепка из пластилина, глины или соленого теста,вырезание различных фигур ножницами создание аппликаций, рисование пальчиками, карандашом, кистью и мелками, складывание паззлов, мозайка, шнуровка ,нанизывание различных предметов(бусин ,макарон, пуговиц и катушек с нитками),пришивание пуговиц ,плетение фенечек.……..В магазинах сейчас нет недостатка в развивающих играх и пособиях, и их, без сомнения, стоит приобретать. Однако, проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами.
Играем на кухне
Отличный эффект дают фасолевые, гороховые или крупяные ванночки: в кастрюльку или большую миску насыпается сушеный горох, фасоль или гречка. Затем маскируем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «Киндер – сюрприза», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – выискивать среди сыпучих продуктов забавные фигурки.
Из той же самой фасоли, риса и пшена можно делать замечательные аппликации. На лист плотной бумаги наносим рисунок. Например, деревце, человечка, цыпленка ,жирафа. Смазываем его по контуру клеем и приклеиваем фасолинки (рис, гречку или пшено).
В конце концов, можно вспомнить занятие, за которым проводила свои будни трудолюбивая Золушка, и предложить ребенку помочь фасоль перебрать: смешиваем белые и красные зерна и просим юного маминого помощника отделить разноцветные фасолинки друг от друга, распределив их по отдельным баночкам.
А каким увлекательным делом для маленькой модницы может стать изготовление бус из макарон! Нужны те, что с дырочками: их можно покрасить гуашью, высушить и нанизать на веревочку. Всё! Оригинальное украшение готово.
Идеи для маленьких художников и дизайнеров
Еще одна возможность совместить приятное с полезным – рисование пальчиковыми красками. Такая живопись, помимо основной цели – развития мелкой моторики – поможет маленькому художнику успокоиться и расслабиться.
Можно рисовать и таким способом: насыпаем на красивый поднос манную крупу или муку. Распределяем сыпучую массу равномерным слоем и принимаемся за создание картины. Если вдруг юному живописцу что-то не понравится в создаваемом им произведении, не беда: все легко исправимо – нужно лишь встряхнуть поднос и перед нами снова чистый «лист», новое поле для творчества.
Другой вид пальчикового рисования – пластилином по картону. Для начала на плотный картонный лист необходимо нанести эскиз нашего будущего произведения искусства. Затем, как следует, размять пластилин. И можно приступать к работе.
А еще есть одна интересная игра с пластиковыми прищепками, которые продаются в любом хозяйственном магазине, главное – постараться подобрать разноцветные и не слишком тугие. Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы – все зависит от того, кого или что мы собираемся сотворить. После чего предлагаем малышу довести работу до конца: прикрепить по краям нашей заготовки прищепочки соответствующего цвета. Например, превратить желтый картонный кружок в солнышко с лучиками, приделав к нему лучики – желтые прищепки. Зеленый треугольник – в елочку с зелеными же колючками. А из серой заготовки – сделать ежика.
И малым, и старым…
Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на память, внимание, мышление. И все это, как известно, актуально не только для детей, но и для взрослых, особенно – людей пожилого возраста. А значит, тем, кто хочет до глубокой старости оставаться в здравом уме и твердой памяти, стоит поторопиться обзавестись творческим хобби по душе. Это может быть вязание, макраме, вышивка бисером, выжигание, оригами… Даже если просто почаще брать на досуге в руки кубик Рубика или регулярно складывать паззлы, можно надолго сохранить светлую голову.
Очень хорош игольчатый массажный мячик – «Ёжик». Его нужно перекладывать из руки в руку, массируя им пальцы. Главное – упражняться ежедневно, затрачивая на это хотя бы пять минут в день.
Перебирание четок или перекатывание в ладонях китайских шаров здоровья (это такие небольшие звенящие шарики из металла или камня, которые в изобилии представлены в любом магазинчике восточных товаров) – тоже дело хорошее. Можно, впрочем, заменить их и грецкими орехами, которые по праву называют «праздником для мозга». И не только за полезные пищевые свойства, ведь они еще и отличные пальчиковые массажеры.
Таким же чудесным природным массажером является и обычная сосновая шишка: ее нужно катать между ладонями 3-4 минуты в день.
И, наконец, совсем простое упражнение, которое можно проделывать где угодно: и сидя перед телевизором, и на скамейке во дворе. Оно заключается в последовательном противопоставлении большого пальца всем остальным пальцам на руке. Проще говоря, – делать кольца из пальцев, соприкасаясь по очереди их подушечками.