Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация для педагогов "Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе"

Дата: 2 октября 2018 в 22:05

СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ

Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям до­школьного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него по­ложительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтоб он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доб­роты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного пе­риода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессиональ­ного отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, се­минары, тренинги).

Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к по­ложительному настрою детей на посещение детского сада, знаком­ству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу вос­питателей с ними (например, организация группового праздника).

Опыт работы показывает, что проведение Праздника Знакомства необходимо, причем его эффект проявляется, даже если его провес­ти в середине сентября в виде своеобразного родительского собра­ния или утренника, который проводится после ужина: дети с боль­шим удовольствием начинают ходить в детский сад, родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь и т. д.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

Можете ли вы себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попада­ете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они больше вас, а есть и просто гиганты. Ги­ганты проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока неяс­ны — добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15—20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошма­ра спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, кото­рый бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал.

Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад трехлетним ма­лышом: действительно, все дети там хоть на год, но старше него; его окружают незнакомые взрослые — воспитатели, няня, медсестра, и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду боязно — что там, за поворотом? — не заблудиться бы.

Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, по­знакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неуме­ние освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в дет­ский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одной из задач адаптационного периода — помочь ребенку как мож­но быстрей и безболезненней освоиться в новой ситуации, почувство­вать себя уверенней, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребы­вания в саду, посвящается все первое полугодие (до января). Для фор­мирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

1)  знакомство, сближение детей между собой;

2)  знакомство с воспитателями, установление открытых, довери­тельных отношений между воспитателями и детьми;

3)  знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

4)  знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);

5)  знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

6)  знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персона­лом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знание и четкое выпол­нение определенных правил. И прежде, чем рассмотреть приемы формирования чувства уверенности в окружающем, познакомимся с этими правилами.

Правило 1

Первое и самое важное правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чув­ство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять

Правило 2

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Сво­ими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он ста­новится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый орга­низовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заклю­чается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и органи­затора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и примене­ния нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необхо­димо выполнять

Правило 4

Наглядный материал (определенные игрушки, различные пред­меты и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь не маловажное

Правило 5

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Не­верно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не исполь­зуются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не за­гоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обосно­ванность и необходимость выполнения.

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем.

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать на­дувной мяч, т. к., во-первых, он легкий и неприятнос­ти при его ловле исключаются, а во-вторых, он обыч­но яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашен­ный воздушный шар, но здесь могут возникнуть слож­ности в его пересылке на дальние расстояния), назы­вает свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следую­щего участника игры. Здесь важно участие воспита­теля, т. к. дети быстрее запоминают его полное имя и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.

Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предло­жить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вме­сте с детьми!

РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!

Дети с воспитателем делают тесный кружок — это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: накло­нив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой растянутый круг. Затем веду­щий (сначала это воспитатель, а позже — кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все долж­ны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

ЛОВИ-ЛОВИ!

Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5—0,75 м. с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).

Все становятся в круг, ведущий с палочкой — в цен­тре (и опять, вначале это будет воспитатель, а потом, когда дети хорошо освоят эту игру, - ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры — схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ло­вить мяч нескольким участникам одновременно.

Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям ве­селиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.

ЧЕЙ ГОЛОСОК?

Дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, дол­жен назвать того, чей голос он услышал. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту го­лоса для затруднения узнавания.

Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком

Под окружающей средой ребенка в данном случае подразумевает­ся помещение группы (игровая, спальная, умывальная и др. комна­ты), помещения детского сада (медицинский кабинет, кухня, музы­кальный зал, спортивный зал и пр.), взрослые, работающие в саду (медсестра, повар, кастелянша, преподаватели и др.), и дети, посе­щающие другие группы.

Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различ­ных помещениях группы, можно и поиграть.

НАЙДИ ИГРУШКУ

Ведущий (сначала воспитатель, потом — дети) пря­чет небольшую игрушку в группе, в одном из ее поме­щений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например:

«Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раз­девалке)». Затем — сложнее: «Игрушка лежит в спаль­ной комнате, под подушкой на Надиной кровати».

После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.).

Можно загадывать местоположение игрушки ина­че: через функцию помещения («Моет посуду»), че­рез ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т. д.

Освоив группу, можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его работниками. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д.), знако­миться с людьми, работающими там.

ЧЬИ ВЕЩИ?

Цель: Закрепить имена работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — по­вар, стиральный порошок — прачка, гармошка — му­зыкальный работник и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди, и все они за­были какую-нибудь свою вещь. И просит ребят по­мочь разобраться — сам он не помнит, где чье.

Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать имя хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша мед­сестра».

Когда все вещи будут опознаны, можно их раздать детям (или вещь берет тот, кто правильно назвал ее хозяина), которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка — постирает ку­кольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.

КАК ПРОЙТИ?

Цель: Помочь детям ориентироваться в детском саду, правильно находить то или иное помещение. Как и в предыдущей игре, вариантов может быть множе­ство — это зависит от количества специальных поме­щений (например, кабинет логопеда, хореографичес­кий зал, изостудия, физиокабинет, кабинет психолога и т. д.) и, конечно, от вашей фантазии.

Ниже приводится примерная схема такой игры.

Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки за­болели ушки. Что ему делать? — Пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский ка­бинет, надо ему помочь. Сначала дети должны опи­сать путь до кабинета: выйти из группы, спуститься на первый этаж, свернуть налево, пройти по коридо­ру, первая дверь налево — медицинский кабинет (воз­можно, дети не сразу усвоят понятия «налево» — «на­право», хотя, безусловно, этому надо учить; тогда можно ориентироваться на какие-то предметные при­знаки: после нарисованного волка свернуть, на двери медкабинета нарисован красный крест и пр.) и обрат­но. После этого двум-трем детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (естественно, медра­ботники предупреждены о предстоящем визите «де­легации»). Вылеченный Степашка (как доказатель­ство — забинтованные уши) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и ви­таминки для всех детей.

Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы Кати, взять интересную книжку у мето­диста и т. д.

Если воспитатель, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе – тогда ребёнок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате. Другие не решаются съехать на санках с горки, третьи в ужасе убегают  от приближающейся собаки, цепенеют при виде паучка. Кто-то боится злой Бабы-яги, волка, милиционера. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения, эмоциональной стабильности, тревожности  и неуверенности в себе.

Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдания и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх — это обычное явление для психи­ческого развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. Тепличные же, гиперопекаемые дети, выхо­дя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не увере­ны в жизни. Наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого, «смыслежизненного» ре­бенка.

Родители желали, ждали и любят своего ребенка. Одна­ко они опасаются за его благополучие, жизнь, будущее. И вот сверхзаботливые родители «завязывают» своему чаду глазки: «Не надо смотреть на все это, это опасно, вдруг что-то увидишь и испугаешься. И ушки завяжем, чтобы ты не смог услышать грубости, несправедливости окру­жающего. А ротик завяжем — не дай бог что-то не то скажешь, тебя обидят. Чтобы что-либо ты не натворил, не сделал, мы тебе и ручки свяжем, зачем — мы за тебя все сделаем, а чтобы ты не пошел, куда не стоит ходить, туда, где опасно и страшно, мы тебе и ножки свяжем, мы тебя отведем, куда надо. А самое главное — это твои чувства не хотим, чтобы тебя обидели люди, мальчики или девочки, нам не нужно, чтобы ты, наш любимый ребёночек переживал, страдал, огорчался, мы завяжем тебе и сердце.

Вот теперь ты в полной безопасности, ты не ошибешься в жизни!»

Ну и каково этому ребёнку, как ему жить, как его воспринимают окружающие, что у него в душе? Кроме умного лобика да ещё небольшой части тела, свободного у ребенка пет ничего.

Жуткий, утрированный, преувеличенный до крайности пример. Но задумайтесь над ним. Ребе­нок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться пре­одолевать проблемы, понимать себя и других.

Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребен­ку возможность действовать самому — это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что взрослые не собираются перекладывать на его плечи заботу о безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защи­щать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача — не подшучи­вать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в уголки детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ре­бенку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе.

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним в приведенные в этой гла­ве игры, лучше, если помогать вам при этом будут его сверстники и близкие ребенку люди. Упражнения помогут в том случае, если причина страхов ребенка не очень серьезна; С глубинными страхами родителям и педагогам не справиться, здесь вам помогу только специалисты.

 А главное, родители должны понять, что их личные страхи и опасения могут стать причиной страхов ребенка.

                 ПАСТУШОК (для детей с 6 лет)

Игра проводится на улице или в просторном помещении. Ведущий берет в руки какой-либо музыкальный инструмент (дудочку, барабан, бубен), он — «пастух» все остальные участники — «овечки». Им завязываются глаза. Музыкант, наигрывая, медленно перемещается по комнате и ждет, когда все его «овечки» соберутся вместе. Если кто-то заблудился, он начинает играть громче. Когда вся «отара» соберется, выбирается новый «пастух».

МЫШЬ И МЫШЕЛОВКА (для детей с 5 лет)

Необходимое количество играющих — 5—6 че­ловек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс — это мы­шеловка (или сеть). «Мышонок» — в кругу. Его задача — всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыс­кать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся си­туации.

Предупреждение:

1. Взрослый следит, чтобы ноги «мышелов­ки» не пинались, не делали больно мышонку.

2. Если взрослый замечает, что мышонок за­грустил и не может выбраться, он регулиру­ет ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».

КОРАБЛИК (для детей с 5 лет)

Необходимо небольшое одеяло. Количество игра­ющих — минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5—6 детей. Одеяло — это корабль, красивый парусник. Дети — матро­сы. Один ребенок — капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу — быть в центре корабля, в мо­мент сильной качки он должен громким голосом дать матро­сам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

ГАРМОНИЧНЫЙ ТАНЕЦ (для детей с 6 лет)

В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (Лучше надеть повязку). Встают друг против друга, легко прикасаются ладонями. Звучит медленная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперёд, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.

Предупреждение:

Не допускайте смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому сначала выполнять упражнение с открытыми глазами.

НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ, ПОБЕДИ ЕГО (для детей с 5 лет)

До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было кое когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие сочки, а мелкие — еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусоч­ки покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большой лист бумаги, по­дойдите к мусорному ведру и киньте бумажный ком туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Замечание. Повторите упражнение через 1—2 недели. По­смотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».

МАСКИ (для детей с 6 лет)

Минимальное количество участников — 2 человека -чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшиные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Совет. Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.

РАССКАЖИ СВОЙ СТРАХ  (для детей с 5 лет)

Минимальное количество участников — 2 чело­века; чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном до­верительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?», «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, с кем про­исходило что-то похожее.

Предостережение. Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо: его никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Например, такой ребенок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получи шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешения и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм «выхода» психоэмоциональ­ного напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много собы­тий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, дове­сти до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети четко улавливают настроение окружающих. Поэтому роди­телям не стоит при ребенке допускать обсуждение неприят­ностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийства и безысходность, оценивать отрицательно поступ­ки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подоб­ные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в «исполнении» ребенка. Взрослые не дол­жны удивляться, почему их ребенок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоян­ного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребенок наэлект­ризован злостью, обзывается, дерется, обижает, жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, — задать себе вопросы:

—  Когда это началось?

—  Что явилось причиной агрессивности?

  •  Как это выглядело в первый раз?
  •  Что изменилось в поведении ребенка с того времени?
  •  Чего на самом деле хочет ребенок?
  •  Чем вы реально можете ему помочь?
  •  А не стоит ли обратиться к психологу?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное благополучие, лишение чего-то желаемого, разница меж­ду желаемым и возможным.

Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребенок ни в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.

Так не обижайте!

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного по­ведения, поиграйте с ним в описанные игры, полезными будут и игры из разделов о нарушениях в общении и использовании методов художественного твор­чества, танцевальной и двигательной терапии.

ПО КОЧКАМ (для детей с 5 лет).

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

Замечание: Взрослый тоже прыгает по кочкам. Если между «лягушками» дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ! (для детей с 4 лет)

Играющие ложатся на ковёр по кругу. Между нами подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая музыку, ещё 3 минуты.

Предостережение: Следите, чтобы ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.

ДВА БАРАНА (для детей с 5 лет).

«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся – проиграл. Можно издавать звуки «бе-е-е».

Замечание: Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

ЖУЖА (для детей с 6 лет).

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут.

 он подскакивает и помогает найти выход.

. то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседкужения руками, телом, пр «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Замечание: Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ (для детей с 5 лет).

Предложите детям поругаться, но не плохим словами, а овощами...: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

Замечание: Прежде чем поругаться и назвать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

НЕТ! ДА! (для детей с 5 лет).

Дети свободно бегают по помещению и громко кричат: «Нет!», «Нет!». Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и ещё громче кричат: «Нет!», «Нет!». По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже: «Да!», «Да!», заглядывая в глаза друг другу.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.