Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Здоровье педагога- это важно

Дата: 30 октября 2019 в 22:01
<font style="background-color: rgb(255, 255, 255);">ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА – ЭТО ВАЖНО! </font>
<font style="background-color: rgb(255, 255, 255);">СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА.</font>
<font style="background-color: rgb(255, 255, 255);">     Профессиональное здоровье рассматривается как процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни.
     Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования характеризуется высокими нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть его рабочего дня протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей.
     В результате профессионального стресса наступает выгорание, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, ухудшается его здоровье.
     Этот синдром включает в себя 3 основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию, редукцию профессиональных достижений.
     Эмоциональное истощение проявляется  в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Происходит потеря интереса к работе.
     Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, с которыми работает специалист. В частности, это проявляется в бесчувственном, негуманном отношении к клиентам, сотрудникам.
     Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Проявляется это в негативном восприятии себя как профессионала, недовольстве собой, негативном отношении к себе как  к личности, и, главное, формальном выполнении профессиональных обязанностей.</font>
<font style="background-color: rgb(255, 255, 255);">     Профессиональное выгорание характеризуется рядом признаков (симптомов):
- изменения в поведении – опоздания, утрата творческого подхода к решению проблем, уединяется и избегает коллег, увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (кофе, курение).
- изменения в чувствах – плохое настроение, утрата чувства юмора, повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома.
- изменения в мышлении – упорные мысли о том, чтобы оставить работу, неспособность концентрировать внимание.
- изменения в здоровье – нарушенный сон, головные боли, восприимчивость к инфекционным заболеваниям, усталость на протяжении дня.
- изменения в общении – восприятие людей с позиции игнорирования их личностного содержания, наличие недоброжелательности, цинизма.</font>
<font style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Выделяют три стадии развития выгорания:
Нервное (тревожное) напряжение (легкая форма), которое создают: хроническая психоэмоциональная атмосфера, повышенная ответственность. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают сильное эмоциональное напряжение, что проявляется в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии.
Резистенция, т.е. сопротивление (затяжная форма) – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Это переживается как пресыщение человеческими контактами, не хочется общаться даже с близкими.
Истощение (хроническая форма) – истощение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии. Наблюдаются хроническая усталость, нарушения памяти и внимания, нарушения сна, психосоматические нарушения (диарея, аритмия и др.).
      Исследования проводились в дошкольных учреждениях г. Минска и г. Могилева и выяснилось, что стаж педагогической деятельности оказывает влияние на формирование «эмоционального выгорания». Наиболее подвержены выгоранию воспитатели с небольшим стажем работы (до 5 лет) - фаза «резистенции». Формирование фазы «истощения»  наиболее представлена у категории педагогов с большим стажем работы – от 21 года и выше, что может объясняться длительным сроком пребывания в профессии и возрастными особенностями.
     Специализация педагога дошкольного образования также оказывает влияние на формирование фаз синдрома «эмоционального выгорания». Наиболее подвержены данному синдрому воспитатели, наименее подвержены – заведующие ДУ и их заместители, а также психологи данных учреждений образования. Это может объясняться их меньшей включенностью в воспитательный и коммуникативный процесс, а также специальной подготовкой в области психологии, что уменьшает риск частого возникновения напряженных ситуаций в их профессиональной деятельности.
     Традиционно факторами, способствующими развитию синдрома «эмоционального выгорания» являются особенности профессиональной                  деятельности и индивидуальные (личностные) характеристики самих профессионалов.
     Уровень интеллекта и объективная трудность биографии – факторы, незначимые для развития «выгорания»: выгорают и умные, обыкновенные, благополучные и «битые судьбою» люди. Определяющим же фактором является склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Готовность брать на себя ответственность за происходящее в жизни, находить выход в любых ситуациях считается основным фактором, помогающим человеку выжить. Она не зависит от возраста, но всегда характерна для личностно зрелых людей.
     Профессиональная помощь при «эмоциональном выгорании» включает применение лекарственных препаратов и различные виды психотерапии. Однако педагогу часто нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая – по выработке  необходимых качеств  и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.
     Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.
Упр. «Брачное объявление» - каждый пишет о себе, составляя психологический портрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другого человека
     Обладая высокой самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает положительное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.
     Важным аспектом работы по профилактике стресса и выгорания в профессиональной деятельности является овладение приемами саморегуляции. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнатсика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.
      Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, т.е. активизация воображения с помощью слуховых, зрительных  др. ощущений. Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в своем сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.</font>

<font style="background-color: rgb(255, 255, 255);">«Визуализация моря»
     Представьте себя на берегу моря. Посмотрите какой ласковый сегодня прибой. Вам тепло и даже жарко. Нестерпимо палит солнце. Вам так хочется искупаться. И вот Вы уже идете по направлению к морю по горячему песку. Подходите к самой кромке прибоя. И, наконец, бросаетесь в воду, Вы уже в воде! Вот это да! Какая же вода сегодня холодная! Просто ледяная! Вода прямо-таки обжигает Вас, сводит руки и ноги. Но вы не боитесь холода, Вы уже плывете, сильно работая руками, ногами, Вы стремительно двигаетесь вперед. И начинаете согреваться. Вы уже освоились в этой холодной воде. Вы плывете, плывете, наслаждаетесь легкой прохладой воды. Она так приятно обтекает Ваше разгоряченное тело. Вы плывете, как дельфин – стремительно и плавно. Вы уверены в себе. Вам хорошо и спокойно. Отдохнули. Постепенно возвращаемся. Открываем глаза…</font>
<font style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Используемая литература: Е.М.Семенова, Е.П.Чеснокова «Психологическое здоровье ребенка и педагога», Мозырь 2010г.</font>
<font style="background-color: rgb(255, 255, 255);">Педагог-психолог Ковальчук Т.А.</font>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.